Олег Анисимов (oleganisimov) wrote,
Олег Анисимов
oleganisimov

Category:

О вторичном размещении акций водочного производителя «Синергия»

... оно свидетельствует о том, что привлекать деньги на фондовом рынке уже можно.


 


В рамках SPO
(secondary public offering) «Синергия» разместила акций на $80 млн. Бумаги проданы по $20. Такое же круглое число наблюдалось и при первичном размещении в ноябре 2007 года. С той лишь разницей, что цена была в 3,5 раза выше – $70. При выручке в $450 млн «Синергию» оценили тогда в $1 млрд. Теперь показатели поменялись местами: предполагаемая по итогам 2009 года выручка примерно вдвое больше рыночной капитализации. Довольно наглядная иллюстрация того, что на фондовом рынке иногда надуваются пузыри.
Поскольку публичное размещение акций новой эмиссии в России довольно сложно осуществимо, «Синергия» применила двухступенчатую схему. На первом этапе бумаги продавали акционеры компании: Sword Enterprises Ltd (бенефициар – Александр Мечетин) и Tottenwell Ltd (фирмой полностью владеет сама «Синергия»). Фактически это сделки на вторичном рынке. На втором этапе указанные акционеры направят все привлеченные средства на выкуп бумаг новой эмиссии.

Такой механизм юридически упрощает публичное размещение, и его в той или иной форме использовали и другие компании еще до кризиса. Но главный вопрос не технический, а содержательный: найдутся ли желающие участвовать в этих размещениях, учитывая серьезный спад во многих секторах экономики? Инвесторы ведь не дураки, чтоб покупать акции еле живых компаний. Особенно когда можно получать высокий доход от долговых инструментов.
Сам факт проведения SPO в нынешнее тяжелое время свидетельствует о том, что у компании есть перспективы и инвесторы в нее почему-то верят. Своеобразный знак качества.
В случае с «Синергией» положительное отношение инвесторов довольно просто объяснимо. Спрос на водку в России вряд ли может кардинально упасть, хотя, как свидетельствует Росстат, легальное производство смеси спирта и воды за январь–сентябрь 2009 года снизилось по сравнению с девятью месяцами предыдущего года на 13,9% до 75,5 млн декалитров. «Синергия» же на фоне упавшего рынка выглядит довольно бодро: выручка в первом полугодии увеличилась на 8% до 7,8 млрд рублей, а операционная прибыль на 26% до 1,2 млрд рублей. При этом на 2,4% выросли и продажи в литрах.
Поэтому логику инвесторов, которым предлагают акции в разы дешевле, чем два года назад, я понимаю.

Также понимаю, что никакого бума SPO в России не будет. Во-первых, открытых акционерных обществ, мыслящих как настоящие публичные компании, откровенно мало. Во-вторых, редки случаи взаимного интереса эмитента и инвесторов. Инвесторы хотят покупать акции перспективных компаний, но у таких особых проблем с деньгами нет, а если есть, то они часто предпочитают долговое финансирование.
А у эмитентов, остро нуждающихся в средствах, будущее далеко не радужно. Значит, их акции инвесторам не нужны.

Subscribe

  • Лайфхак по Foursquare

    Приложение Foursquare почти никогда не подводит, если нужно выбрать кафе или музей неподалёку. В приложении можно составлять список заведений,…

  • Интервью с Юрием Мильнером

    Самая бизнесовая из шести серий «Холивара», включает выдержки из интервью с самым успешным интернет-инвестором России Юрием Мильнером.…

  • Рейтинг ресторанных групп СПб по выручке в 2015 году

    "Деловой Петербург" составил интересный рейтинг, дающий представление о том, чем живёт рынок общепита в Петербурге. В Москве городской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments