Олег Анисимов (oleganisimov) wrote,
Олег Анисимов
oleganisimov

Categories:

Глупые деньги - 2

Колонка недельной давности про «глупые деньги» вызвала резонанс, а посему не грех продолжить тему с другой стороны.

8 марта я писал о том, как низкая конкуренция в отдельных секторах создает ее избыток в сферах малого и среднего бизнеса. Для примера брал рестораны, где многие игроки существуют не ради прибыли, а потому что есть деньги, которые слишком просто достались. Почему просто? С нужными чиновниками хорошие отношения, либо стоят барьеры на входы в отрасль, а это позволяет извлекать сверхприбыль. В результате рыночные игроки – те же рестораны – вынуждены конкурировать не только с такими же, как они, но и со stupid money – сырьевыми или коррупционными деньгами, работающими в убыток и не дающими зарабатывать людям.
А больше всего «глупых денег», безусловно, в Москве, так как тут распределяются два огромных бюджета – федеральный и московский, и базируются огромные компании, действующие, скажем мягко, не в условиях совершенной конкуренции.

Stupid money – противоположность smart money. Последним термином называют инвесторов, способных улучшить бизнес, в который вкладывают. Если инвестировать не только деньги, но и знания с опытом, результат точно окажется выше. По­этому компании по всему миру стремятся привлечь в капитал именно smart money.
У stupid money задача более простая. Если деньги есть, их надо куда-то деть. Много «глупых денег» лежит в западных банках под минимальную ставку. По сути, эти капиталы усыхают, если учитывать инфляцию. Другие «глупые деньги» вкладываются в разнообразные бизнесы, причем крайне редки случаи, когда они начинают приносить прибыль. Потому как у владельца денег: а) нет отраслевой компетенции; б) нет мотивации непременно быть в плюсе, так как деньги явно не последние. В результате такие инвестпроекты довольно быстро превращаются в «распилочные», где деньги с остервенением осваиваются.

Ну и наконец, излюбленный способ вложения «глупых денег» – недвижимость. Это способ инвестиций, единственно доступный разуму среднего московского чиновника, федерального подрядчика или жены руководителя придворной партии. Потому что, по их мнению, «недвижимость в цене всегда» и «дешеветь не может».
В результате в Москве, по оценкам девелоперов, доля «инвестиционных квартир» самая высокая, притом, что и цены на пике были просто запредельные. Налицо пузырь, который создали «глупые деньги». Теперь-то они убедились, что недвижимость может и падать в цене, особенно если считать, например, в евро.
Но экономике от этого не легче. «Глупые деньги» не дают людям купить жилье, задирая цены, раздувают цены на коммерческую недвижимость, а «глупые бизнесы» создают излишнюю конкуренцию на аренду и персонал. Отмечу, что с кризисом ситуация улучшилась, но stupid money все равно искривляют экономику и нашу жизнь вместе с ней.

Нет «глупым деньгам»!
Олег Анисимов, редактор-основатель журнала «Финанс.»

Источник
Tags: власть, кризис, недвижимость, нефть, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →